image

                                                                                                 Я работаю врачом-невропатологом более 35 лет, в течение 28-и из них работала в ведомственном медицинском учреждении, которое осуществляло постоянный медицинский контроль и лечение только сотрудников этого ведомства и членов их семей. В процессе наблюдения и лечения мое внимание привлекли два обстоятельства. Первое: несмотря на мои старания, одни и те же пациенты нуждались в лечении 1-2 раза в год по поводу одного и того же хронического заболевания. И второе: обнаруживалась связь между обострением заболевания и стрессом. Уверена, что если бы я работала в обычной городской больнице, было бы сложно выявить эти закономерности, так как больные имели возможность лечиться в разных больницах города и был бы большой разброс данных. Постепенно я пришла к выводу, что причину заболевания надо искать прежде всего в психике человека. Эти искания привели меня к изучению нейрофизиологии и психологии. К этому времени в нашей стране стали доступны труды К.Г.Юнга. Два высказывания Юнга на встрече Швейцарского общества психологии (Цюрих, 26 сентября 1942г.) привлекли мое внимание: «Больное тело нельзя излечить, не учитывая целостности его функций», и фраза, ставшая эпиграфом к этой статье. Юнг выделял физиологический фактор как один полюс «психического космоса», и второй полюс — «полюс высшего психического порядка» — сферу очень сложных доминант, которые включают этические,

эстетические, религиозные и иные традиционные факторы, под которые невозможно подвести какую-нибудь физиологическую основу. Юнг считал, что нашему пониманию не дано пока найти мосты, которые соединяют друг c другом видимость осязаемость мозга и кажущуюся бесплотность психических образов, но был уверен,
что эти мосты существуют. Юнг предполагал, что пройдет еще немало времени, пока нейрофизиология и патология мозга, с одной стороны, и психология бессознательного, с другой стороны, смогут соединиться.
‘С развитием психологической науки в целом, возникла потребность и в теоретическом осмыслении психоаналитической практики. Эта тематика стала актуальной для нейропсихологии — науки, которая разрабатывает кардинальную проблему естествознания — проблему мозговых основ психики». Отечественные
физиологи Л.С. Выготский (1896-1934) и А.Р.Лурия (1902-1977) считали, что основная психическая реальность, которую следует сопоставлять с работой мозга — это высшие психические функции (ВПФ). Принципы соотношения психики “и мозга были сформулированы А.Р. Лурия в виде теории системной динамической локализации (мозговой организации) ВПФ. К ВПФ относят логическое мышление, память, произвольное внимание, речь, познавательные процессы, произвольные движения и действия — то есть функции, которые обеспечивают целенаправленную деятельность. Главные характеристики ВПФ: они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов, опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью
речевой системы), произвольны по способу осуществления. В то же время Лурияотмечал, что существуют и другие психические явления, другая психическая реальность, которая имеет свои специфические особенности, и не соответствует указанным характеристикам ВПФ. К этой психической реальности принадлежат явления, которые относятся к эм0ционально-личностной сфере  к состояниям сознания. К эмоционально-личностной сфере относятся врожденные (малоосознаваемые или неосознаваемые) и непроизвольные психические процессы и
состояния. К состояниям сознания относятся сложные интегративные сочетания«образа мира» и «образа самого себя». Следует отметить, что в нейропсихологии состояния сознания рассматриваются в контексте высших психических функций (ВПФ), а не в философском плане. Эти комплексные психические явления (эмоционально-
личностная сфера и сознание) исследованы современной нейропсихологией и общей психологией пока недостаточно. Несмотря на множество публикаций, теоретические экспериментальные разработки этой темы затруднены из-за принципиальной сложности этого типа психических явлений, а также из-за больших трудностей в подборе адекватных методологических подходов K их изучению. Лурия наметил основные направления исследований и утверждал, что эмоционально-личностная сфера и сфера сознания имеют иную мозговую организацию по сравнению с когнитивными процессами, и что их патология связана преимущественно с

передними отделами мозга, структурами правого полушария и глубокими медиобазальными образованиями (медиальные отделы лобных и височных долей на основании мозга). Он считал, что «необходимо изучать соотношения корковых структур, расположенных на конвекситальной поверхности мозга (convex), с глубокими отделами мозгового ствола, и с теми более древними отделами больших полушарий, которые расположены в медиальных (срединных) отделах мозга, и которые, по всем данным, несут совершенно иную функцию в обеспечении поведения человека». Классическая нейропсихология занимается, в основном, нарушениями ВПФ при локальных (органических) поражениях головного мозга (опухоли, травмы, сосудистая патология). Тем не менее, в исследованиях психики К.Г.Юнга и в исследованиях  эмоционально-личностной сферы А.Р. Лурия прослеживаются некоторые «глубинные мостики», какая-то общность характеристик по отношению к объекту исследований, какая-то физиологическая основа, которая проявляется в нарушениях психики. Лурия
интересовала эмоционально-личностная сфера, как общепсихологическая проблема. Ревультаты исследований, полученных Лурия, помогут рассмотреть хотя бы фигиологический фактор как один из полюсов «психического космоса» (Юнг) в контексте взаимоотношений «мозг и психика».В ходе ассоциативных тестов Юнг обнаружил, что результат нарушался, в той или иной степени, автономным поведением психе. Так Юнг открыл чувственно-
окрашенные комплексы и феномен ассимиляции. Юнг пришел к выводу, что внешние обстоятельства высвобождают психический процесс, в ходе которого определенное содержание накапливается и дает толчок к действию. Юнг назвал это «констелляцией». Если мы констатируем, что личность заняла такую позицию, исходя
из которой можно ожидать, что она будет реагировать определенным образом, то считаем, что эта личность констеллирована. Констелляция — это автоматический процесс, его невозможно остановить по собственному желанию. По словам Юнга, констеллированные содержания представляют собой определенные комплексы,
которые обладают своей собственной специфической энергией. То, что происходит во время ассоциативного теста, происходит всегда во время диалога. Констеллирующие комплексы способны разрушать намерения говорящих, могут вложить в их уста ответы, которые они потом не помнят. Этот факт применяется в практике
перекрестного допроса“ свидетелей. Его эквивалентом в психологии является эксгтеримент повтора, который обнаруживает и локализует провалы в памяти. Провалы или фальсификации памяти проявляются с умеренной регулярностью во всех сферах ассоциаций, нарушенных комплексами. Юнг считал, что всякая констелляция
комплексов вызывает нарушение единства сознания и затрудняет волевую направленность. Юнг определил «чувственно-окрашенный комплекс» как образ определенной психической ситуации, которая сильно эмоционально акцентуирована, и, к тому же, несовместима с привычной позицией сознания. По словам Юнга, этот
образ имеет мощное внутреннее соответствие, и присущую только ему целостность, и относительно высокий уровень автономности, а значит, подлежит только ограниченному контролю сознательной мысли, M ведет себя как одушевленное чужеродное тело в сфере сознания. Комплекс способен ассимилировать даже эго, M
тогда возникает мгновенное изменение личности, известное как идентификация с комплексом — в случаях «одержимости». Изучая теорию комплексов Юнга, я обратила внимание, что отмечая негативное
воздействие комплекса на сознание и волю, в то же время Юнг склонялся к мнению, что автономные комплексы — это нормальные явления жизни, и что автономные комплексы составляют структуру бессознательного психе. Комплексы являются объектами внутреннего опыта. Юнг рассматривал и творческий процесс как
проявление деятельности автономного комплекса. Само по себе наличие автономных комплексов не является патологией, только когда проявления комплекса становятся частыми и тревожными, то это уже симптом заболевания. А.Р. Лурия еще до встречи с Л.С. Выготским (в 1924 г.) занимался экспериментальным изучением «эмоциональных конфликтов» — скрытых эмоциональных комплексов, что было связано с его интересом к психоанализу. А.Р. Лурия исследовал эмоционально-личностную сферу посредством изучения речевых и
двигательных реакций. Он разработал «сопряженную моторную методику» как вариант ассоциативной методики, когда испытуемый на слова-стимулы должен отвечать и речевыми и двигательными реакциями. С помощью этой методики оказалось возможным активизировать скрытые эмоциональные комплексы.
Индикатором этих скрытых эмоциоНальных комплексов явились, главным образом, движения левой руки. Это полностью соответствует современным представлениям оведущей роли правого полушария в переработке «эмоциональной» информации.

Исследования показали, что скрытые эмоциональные состояния, или «аффективные комплексы» представляют собой сложные системные образования, которые включают разные, связанные между собой, компоненты (словесные, двигательные, вегетативные). Лурия исследовал естественные и искусственные (созданные под
гипнозом) «аффективные комплексы» у здоровых испытуемых (студентов в ситуациях экзаменов, у лиц, подозреваемых в преступлениях) и у больных невротическими расстройствами. Результаты исследования были опубликованы в монографии «Природа человеческих конфликтов» (The Nature of Human Conflicts, 1932 r.). Способ
изучения «аффективных следов» преступления, предложенный Лурия, более тонко и точно объективизирует эмоциональные состояния, чем параметры, которые используются в современных детекторах лжи. Чтобы приблизиться к обсуждению физиологического фактора как одного из полюсов «психического космоса» (Юнг), надо знать, что представляет собой мозг как субстрат психических процессов, каковы основные принципы его устройства и работы. Деятельность организма осуществляется благодаря интегрирующей роли центральных и периферических отделов нервной системы. Физиологи выделяют четыре уровня интегративной деятельности мозга. Каждый из четырех уровней вносит свой вклад в обеспечение интегративных процессов. Первый уровень- нейрон (нервная клетка с отростками). Второй уровень — нейрональный микроансамбль (модуль), который обладает качественно новыми свойствами по сравнению с отдельным нейроном
(эмерджентность). Третий уровень — нервный центр. Нервный центр — это совокупность нейронных микроансамблей вместе со множественными прямыми и  обратными связями в ЦНС, и периферическими органами. Нервный центр, как макросистема, часто выступает как автономное командное устройство, которое управляет тем или иным процессом в организме. Четвертый уровень — высший — объединяет все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы M системы в единую физиологическую систему — организм. Четвертый уровень интеграции обеспечивает взаимодействие главных систем центральной нервной системы (ЦНС): лимбической системы, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса (новой коры) — как высшего отдела ЦНС, и организует поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение. Таким образом, мозг представляет собой сложную метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из которых строится из разных микросистем (микроансамблей). Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью, а так же горизонтально-горизонтальными и вертикально-горизонтальными связями. Интегрирующая роль ЦНС — это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата, в соответствии с

доминирующей в данный момент потребностью и мотивацией. Доминанта, как принцип работы нервных центров, была открыта А.А. Ухтомским (1875-1942). Ухтомский характеризовал доминанту в полном развитии как комплекс
определенных симптомов во всем организме. Доминанта — это определеннаяконстелляция центров с повышенной возбудимостью в разных уровнях головного и спинного мозга, а так же в автономной (вегетативной) нервной системе. Доминанта приобретает значение господствующего фактора в работе других нервных центров.
Доминантный очаг возбуждения притягивает к себе возбуждение из самых отдаленных источников, но торм03ит способность других центров реагировать адекватно на поступающие к ним импульсы. Например, человек в творческом вдохновении может забывать о еде и сне, потому что творческая доминанта пбдавляет физиологическую доминанту. Доминанта характеризуется инертностью, то есть она может поддерживаться и повторяться во всей своей цельности даже в том случае, когда внешняя среда изменилась и прежние поводы к реакции исчезли. Доминанта оставляет в нервной системе прочный, иногда неизгладимый след. По мнению Ухтомского, в душе могут жить одновременно множество потенциальных доминант — следов от прежней жизнедеятельности. Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного сознания, живут здесь некоторое время, подводя итоги, затем снова погружаются вглубь, уступая поле другим доминантам. След
однажды пережитой доминанты, а подчас вся пережитая доминанта, могут быть вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным. Когда кора головного мозга возобновляет прежде пережитую доминанту, может восстановиться прежняя констелляция до такой полноты переживания конкретного содержания прошлого опыта, что может возникнуть галлюцинация. Ухтомский отмечал, что чаще восстановление прежде пережитых доминант лишь частичное, в виде символов, что снижает аффективное напряжение в нервной системе. Ухтомский указывал, что из следов прошедшего вырастают доминанты и побуЖДения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя задатками своих доминант, они завладеют нами. Ухтомский считал доминанту нормальным рабочим принципом в

реализации реакций организма на среду. В то же время он указывал и на пафологический аспект доминант, которые сложились под влиянием «психических травм», то есть под влиянием сорвавшихся и неудавшихся реакций на среду, и которые продолжают влиять на его текущие реакции как тайные и неуловимые внутренние враги. И надо выявить скрытые доминанты, фактически владеющие нашим поведением, ввести их вновь в сферу сознания для того, чтобы овладеть ими, а через них и своим дальнейшим поведением. Конечно, как врача M психолога, мое внимание привлекла скрытая доминанта, как «внутренний враг», как разрушительный
факгор, приводящий физиологический порядок в беспорядок. Чтобы образно представить, как функционирует патологическая доминанта Ухтомского как часть физиологического полюса «психического космоса», обратимся к
структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности (А.Р.Лурия). Согласно этой модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока:
в) энергетический или блок регуляции уровня активности мозга (I блок);
6) блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации (II блок);
E) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (III блок).

Каждая высшая психическая функция (восприятие, логическое мышление,целенаправленное поведение, сознание в целом) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, при этом каждый блок вносит свой вклад в ее осуществление. блок включает неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобных и височных долей мозга. I блок обеспечивает общий активационный фон, на котором реализуются все психические функции, поддерживает общий тонус ЦНС, необх0димый для любой психической деятельности. I блок непосредственно связан с процессами памяти (в их модально-неспецифической форме), с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации. l блок является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных реакций и состояний.

Лимбические структуры мозга (висцеральный мозг) участвуют в регуляции различных эмоциональных состояний и, прежде всего, в регуляции сравнительно элементарных эмоций: страха, удовольствия, гнева, ощущения боли. Лимбические структуры мозга так же регулируют процессы, связанные с мотивациями и потребностями организма.

I еды; мозга (подкорка) воспринимает и перерабатывает самую различную информацию о состоянии внутренней среды организма, и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов. В ретикулярной формации ствола мозга находятся сосудодвигательный M дыхательный центры (физиологические
автономные командные устройства), ядра черепномозговых нервов (периферическая часть анализатора). В верхней части I блока находятся высшие вегетативные центры, которые осуществляют контроль за внутренней средой организма и регулируют деятельность внутренних органов через симпатические M парасимпатические
влияния. В сущности, I блок мозга является биологическим компьютером, который руководит внутренней средой организма, а также обеспечивает энергией как сам организм человека, так и его целенаправленное поведение.
II блок — блок приема, переработки и хранения поступающей извне информации. Mame информация 0 внутренних органах обрабатывается только l блоком мозга. II блок включает в себя основные анализаторские системы: зрительную, слуховую, и кинестетическую. Этот блок обеспечивает модально-специфические процессы, анализ
и синтез поступающей информации, различные гностические (познавательные) виды психической деятельности. II блок представлен первичными, вторичными и третичными полями коры головного мозга. Первичные корковые поля (центральные отделы анализаторов) осуществляют анализ, вторичные поля — синтез поступающей
информации, отвечают за гнозис — узнавание образов, а при восприятии новой информации формируют новые образы. Кроме того, вторичные корковые поля отвечают за автоматизированные, наработанные практикой, движения — праксис. С участием третичных полей коры осуществляются сложные ВИДЫ психической
дейтельности: символической, речевой, интеллектуальной. m блок — блок программирования, прогнозирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Это лобные доли мозга с вертикальными M
горизонтальными связями со структурами коры головного мозга и подкорки. Лобные доли. имеют мощные связи с таламусом — подкорковым интегративным центром (таламо-лобная система). В лобных долях расположены корковые поля, которые обеспечивают произвольные движения и действия.

I каждая высшая психическая функция (ВПФ) осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Патологическая доминанта представляет собой констелляцию структур на всех уровнях ЦНС, значит включает в себя структуры всех трех блоков мозга. Как очаг забойного возбуждения в ЦНС, патологическая доминанта представляет собой функциональную систему с присущей ей потребностью, эмоцией, мотивацией и
ориентированную на цель, но существенно отличается от функциональной системы, которая формируется для обеспечения произвольного, целенаправленного поведения. При целенаправленном поведении личность осознает потребность, эмоции цель и представляет себе программу действий. При достижении полезного результата и получении положительной эмоции мотивационное возбуждение в ЦНС угасает. Функциональная система, которая обеспечивала доминанту, остается в nan/mm и, при необходимости, может быть вновь активизирована сознательно. При фрустрации какой-либо базовой потребности и при отсутствии программы действий
для ` получения полезного результата формируется функциональная система патологической доминанты. Происходит фиксация на отрицательной эмоции, мотивационное возбуждение в ЦНС не угасает, а становится очагом застойного возбуждения в подкорке — в I блоке мозга, где расположены структуры, имеющие отношение к эмоциям, мотивациям и долговременной памяти. Чаще это происходит в момент травмы, эмоционального шока, когда человек попадает в условия непредвиденной, непрогнозируемой ситуации. Часто патологическая доминанта
образуется в результате детской травмы. Ребенок из-за психофизиологической незрелости не может адекватно отреагировать на психотравмирующую ситуацию, особенно в довербальном периоде. Следует учитывать, что формирование Ill блока мозга — программного — заканчивается только к 12-1З-летнему возрасту. Таким
образом в ЦНС формируется патологический доминантный центр, макросистема, автономное командное устройство, которое имеет цель воспроизводить неотреагированную эмоцию и ситуацию вновь и вновь, и тем самым указывать на фрустрированную потребность. Травматический опыт прошлого постоянно присутствует в настоящем. Постоянно активизируя в долговременной памяти травматический опыт, отрицательную эмоцию, патологическая доминанта передает этуфинформацию на II блок мозга, встраивает ее в процессы анализа и синтеза поступающей информации, а значит влияет на формирование образа результата. Ill блок мозга — программный — создает программу целенаправленного поведения с учетом тематики патологической доминанты. Другими словами, патологическая доминанта существенно влияет на реализацию высших психических функций.

например, если патологическая доминанта связана с обИДой‚ восприятие и мышление личности происходит через призму обИДы — неосознанно, ведь обычно человек не планирует эмоцию обиды в целенаправленной деятельности. пзтологическая доминанта, как незавершенный гештальт, простраивается из ствола головного мозга (I блок) в правое полушарие мозга. Правое полушарие более э-мбционально, отвечает за образное мышление, контролирует, в основном, отрицательные эмоции M обрабатывает информацию гештальтами, целостно. В цивилизованном обществе рациональный разум преобладает над чувствами, левое полушарие мозга преобладает над правым, социальный аспект личности контролирует биологический, поэтому патологическая доминанта может длительное время подавляться корой головного мозга по закону иерархии систем. Тем не менее,
патологическая доминанта вносит разлад в общую смысловую структуру сознания, т.е. в тот обобщенный «образ мира» и целостный «образ самого себя», которые составляют содержания сознания.
Со временем патологическая доминанта как функциональная система увеличивается и крепнет. Это происходит потому, что очаг застойного возбуждения обладает инертностью, стойко удерживает свое возбуждение и аккумулирует приходящие импульсы. Со временем увеличиваясь, патологическая доминанта
вовлекает M структуры левого полушария, тем самым вызывая более грубые нарушения целенаправленного поведения. Патологическая доминанта, искажая восприятие и мышление, может стать причиной создания множества вторичных доминант в коре головного мозга, так как нарушает социальное функционирование
личности. Нарушая деятельность третичных полей в коре головного мозга, патологическая доминанта вмешивается в речевую, символическую, интеллектуальную деятельность. В реализации каждой ВПФ участвует весь мозг, и каждый отдел мозга вносит свой вклад. Эмоции, как катализаторы, участвуют и ввосприятии, и в выполнении программы поведения. При реализации программы поведения структуры подкорки в первую очередь реагируют на биологически значимые импульсы, поэтому патологическая доминанта через подкорковые
структуры, таламо-лобную систему, в частности, способна расстроить цепенаправленную деятельность .‘ Контроль коры головного мозга ослабевает и мощная патологическая доминанта может вызвать изменение личности. Например, человек становится патологически обидчивым. Через функциональную систему патологической доминанты при определенных обстоятельствах комплекс может внезапно овладеть сознанием и тогда возникает состояние «одержимости». Кроме того. патологическая доминанта может стать основой сопротивления в процессе  псиютерапии. ОчевидНо, что нереализованный творческий комплекс, какнезавершенный гештальт, приобретает все свойства патологической доминанты.  представляет собой функциональную систему, морфофизиологическую основу «чувственно-окрашенного комплекса» (Юнг) и «аффективного комплекса» (Лурия), тождество которых очевидно.

Другими словами, «чувственно-окрашенный комплекс», как психологическая система, имеет в своей основе на физическом плане функциональную систему патологическую доминанту- очаг застойного возбуждения в ЦНС. V
Патологическая доминанта как функциональная система через структуры ствола мозга «корнями» уходит в долговременную память — биографическую и память всего человечества, тем самым через комплекс осуществляется связь с коллективным бессознательным, с архетипами. Патологическая доминанта, с фиксацией на отрицательной эмоции, способствует активизации архетипа тени в бессознательном. ЕСЛИ рассмотреть патологическую доминанту в ее связи с телом (соматическая часть доминанты), становится очеВИДным, что патологическая доминанта является ключом к пониманию нейрофизиологического аспекта психосоматических
заболеваний. Как очаг застойного возбуждения в подкорке, патологическая доминанта подавляет деятельность физиологических центров 1-го блока мозга, вызывает нарушение вегетативной регуляции и расстраивает деятельность биологического компьютера по управлению внутренней средой организма. Если рассмотреть особенности формирования функциональной системы головного
мозга в зависимости от методики преподавания (акад. Н.В.Маслова, Н.А‚Давыддовская), становится понятным, что в условиях противоречия между социальным аспектом личности и биологическим (психологический уровень), между социальной детерминантой и биологической (физиологический уровень) в пределах одного мозга
челавека, через патологическую доминанту с сопутствующими ей неврозом или психосоматическим заболеванием восстанавливается связь со своими чувствами и достигается целостность личности. Способность коры головного мозга восстанавливать прежде пережитые доминанты лишь частично, в виде символов, используется в психотерапии. Следует учитывать, что в диаде «терапевт- пациент» в процессе психотерапии патологическая доминанта пациента может взаимодействовать с патологической доминантой терапевта, даже если та находится в скрытом, латентном состоянии и терапевтом не осознается. В этом случае нарушается процесс контейнирования у терапевта, и тогда возникает потребность в супервизии или B анализе самого терапевта, чтобы восстановить целостность его восприятия. B процессе терапии в поле сознания сначала, скорее всего, попадают вторичные доминанты, поэтому психотерапевтический процесс длительный. При форсированнии терапии, особенно в трансперсональных методиках, можно получить осложнение в виде захвата эго- комплексом. Происходит это потому, что доступ энергии из бессознательного может усилить патологическую доминанту или активизировать скрытую доминанту. Но возможен вариант и быстрого, «чудесного» излечения от психосоматического заболевания, если больной человек увлечется творчеством. Патологическая доминанта, «как черная дыра» в космосе, кумулирует огромное количество энергии, и по закону изменчивости микроансамблей, составляющих макросистему, может быстро трансформироваться в творческую доминанту. Происходит творческий прорыв, как рождение «сверхновой», и личность выходит на другой, более высокий уровень функционирования. Закон изменчивости нейронных микроансамблей реализуется в биоадекватной Методике преподавания (акад. Н.В.Маслова «Ноосферное образование»). Методика использует биологическую потребность человека B творчестве и базируется на генетически-детерминированном способе восприятия информации, когда в восгоиятие вовлечены оба полушария головного мозга. В процессе обучения имеющиеся у ребёнка патологические доминанты (проявленные и латентные коны-элексы) постепенно и экологично «перепрофилируются» в творческие. В процессе формирования целостной функциональной системы головного мозга происходит и психокоррекция. Юнг характеризует «чувственно-окрашенный» комплекс как образ определенной психической ситуации. Американский нейропсихолог К. Прибрам пришел к выводу о голографичности нашего разума. В свете этой теории образ комплекса предстает как трехмерная волновая структура, волновой пакет — голограмма. Теория голографичности разума находит подтверждение в работах российского генетика академика П.П.Гаряева. В контексте этой теории разработаны психотерапевтические методики работы с образами (целостное мышление, акад. Н.В.Маслова).таким образом, представление о патологической доминанте Ухтомского и ее функционировании в пределах структуро-функциональной модели работы мозга (Лурия) позволяет увидеть «мосты» между нейрофизиологией, с одной стороны, и психологией, с другой стороны, хотя бы на уровне физиологического фактора как одногоиз полюсов «психического космоса» (Юнг). Если рассмотреть в системном подходе доминанту как принцип работы мозга (Ухтомский) M автономный комплекс как нормальное явление жизни (Юнг) в контексте голографической модели разума и в свете теории В.И.Вернадского о сфере разума — «ноосфере», то можно наметить «мосты» между нейрофизиологией и психологией и для второго полюса «пшхического космоса» — полюса высшего психического порядка (Юнг).

Автор:Давыдовская Н.А.

Литература:

К.Г. Юнг «Обзор теории комплексов», «Шизофрения». Изд. Попурии, Минск, 1998.

К Г. Юнг «Психотерапия M мировоззрение», Цюрих, 26 сентября 1942 г., Изд. Моёжва, 1997. C6. «Божественный ребенок».

AA. Ухтомский «Доминанта». Питер, 2002.

ЕД. Хомская «Нейропсихология», 4 изд. Москва, 2005.

BM. Смирнов, C.M. Будылина «Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность», Москва 2004. А

BM. Смирнов, В.Н. Яковлев «Физиология центральной нервной системы», Москва, 22004

H. Прибрам «Языки мозга», М. 1975.\

AP. Лурия «Основы нейропсихологии», М. 2004.

Н.В`.Маслова «Ноосферное образование» 2002г.

Н.А. Давыдовская «Психологические M медицинские основы природосообразного метода преподавания». Автореферат диссертации. Москва-Алматы, 2005.

П.П.Гаряев «Волновой генетический КОД» — научное издание. М. 1997г.

П.К.Анохин «Философские аспекты теории функциональной системы» М. 1978г.

В.И.Вернадский «Биосфера и ноосфера» М. 2004г. Октябрь 2013г. Алматы, Республика Казахстан

опубликовано bestterapiya.ru

 

 

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Категория: Интересное